Адепт: Там, где заканчивается Знак, начинается Бог

Владимир Ешкилев, Олег Гуцуляк: «Адепт»
(Володимир Єшкілєв, Олег Гуцуляк. Адепт. Роман знаків. – Х.: Книжковий клуб сімейного дозвілля)

Если вам приходилось когда-либо заходить на сайты, посвященные магии, порталы «здоровья и личностного роста», то вы припоминаете, что эзотерика, фэн-шуй, рунические талисманы и чакровые резонаторы мирно сосуществуют там с христианскими молитвами, которые выполняют функцию неких «заговоров от…». Похожее эклектическое впечатление производит и роман известных украинских интеллектуалов Владимира Ешкилева и Олега Гуцуляка «Адепт», в котором якобы идет речь о поисках Единого Бога…

Вообще, когда у литературного произведения два автора, читателю всегда хочется угадать, что каждый из них вложил в текст. С «Адептом» дело кажется простым:

история времен ІХ века о путешествиях молодого славянина, жреца Даждьбога, последователя братства Шехины в Хазарии, а после – инока одного из монастырей в Константинополе, своей основательностью полностью обязана Олегу Гуцуляку, кандидату философских наук, который специализируется на нехристианских культах древнего мира. На долю Ешкилева достаются, похоже, разве что эротические сцены, приправленные сожалениями главного персонажа за греховной молодостью… Примечательно, что по поводу многолетнего служения поганским идолам персонаж сожалеет куда реже.

Несмотря на воссоздание колорита жизни древних цивилизаций, книга абсолютно лишена динамики и развития характера. Открыв ее на первой попавшейся странице, вы скорее всего попадете на монотонный рассказ вроде «Іхтель простягся двома берегами Великої ріки Ітель, яку булгари й буртаси звуть Балгою і яка поділяє Великий степ на західний – печенізький, де визнають Єдиного в образах сонячних Ідолів і Зірок, та східний, гузький» (с. 82) и т. д.

Если авторы и планировали показать эволюцию главного персонажа от языческого жреца до христианского аскета, то зацикленность на поганских культах помешала им это сделать: главный персонаж живет нормальной жизнью служителя идолов, а потом вдруг на 211 странице оказывается, что для его окончательного обращения не хватает только уверенности в том, что Христос действительно является Сыном Божиим.

Очевидно, это можно объяснить общей концепцией книги, согласно которой первые две части представляют собой найденную в константинопольском монастыре рукопись, где повествование ведется от имени главного персонажа, а последнюю часть книги составляют видения… составителям. Благодаря этому распространенному приему авторы достигают только одного – их в тексте ну уж слишком много, начиная от «древних заклятий», которые подозрительно напоминают стихи Гуцуляка, до потешных расшаркиваний «упорядники просять у читачів пробачення за незавершеність деяких сюжетних ліній. Причиною цього стала певна непослідовність об’явлень, за яку приймачі видінь відповідальності не несуть» (с. 192). Удобная позиция, что и говорить :).

Из собственно экшн в романе можно отметить разве что оборону башни от древней «потвори» (имени для нее авторы не придумали), съедание такой же древней Черной Рыбой языческой ведьмы и поиск главным персонажем легендарного Завета Иеремии. Последнее мероприятие заканчивается якобы гибелью поганских знаков и торжеством Бога-Слова: «Вічність, котра мудріша за жерців усіх храмів Землі, стерла пліснявою Знаки, яким передбачалося безсмертя… І Ворог радів тому походові, бо вмів обертати мудрість і дикість знаків на користь собі» (с.229). Странное поведение сатаны, которое сопровождает гибель знаков, через которые он влиял на людей, – не единственный спорный момент в философствованиях Ешкилева и Гуцуляка. Да и сами они, видимо, не напрасно называют свой роман именно романом «знаков» – «приречених витворів людських»…

Автор: Татьяна Трофименко
http://news.mediaport.ua/statiy/2008/55322.shtml

Там, где заканчивается Знак, начинается Бог

Володимир Єшкілєв, Олег Гуцуляк «Адепт»
Издательство «Книжный клуб», 2008

Жанр своего нового произведения авторы определили как «роман знаков». В принципе, этого можно было ожидать от ивано-

франковских философов по образованию Ешкилева и Гуцуляка. Однако то, что авторы в результате жизненного опыта своего героя приходят к выводу, что там, где кончается Знак, начинается Бог, который есть Любовь, для дуэта профессиональных философов, мягко говоря, неожиданно.

Мальчик Ратибор, который воспитывался волхвами древнего Киева и которому на роду было написано стать таким же, как и его воспитатели, служителем языческого Даждьбога, в силу исторических перипетий становится учеником хазарского мудреца и проживает вместе с Хазарией самые трагические и славные ее часы — время войны с варягами, которые правили тогда его родиной — Русью. Несмотря на огромное влияние иудейско-хазарской культуры и смену нескольких имен, внешних и внутренних, Ратибор остается верен язычеству. Поиски жизненной истины приводят его в Египет, где якобы спрятан легендарный Завет великого пророка Еремии. Но здесь он находит большее — он понимает смысл веры в единого Бога, к которому стремился и которого никак не мог найти…

http://www.kp.ua/daily/310108/17095/

Добавить комментарий