Дискордианизм — «принцип пятёрки»

А. Кулаков указывает, что в  Системе Постмодерна и обезличивания человека в чащах сетей (социальных, информационных, экономических, культурных), в ситуации «биполярной оппозиции между Сетью и Я» (М. Кастельс), важным вопросом для человека стала необходимость в идентичности, желание самоидентифицироваться с помощью определенных ценностей или признаков. Как правило в этом «абсолютном противостоянии» человек руководствуется опорой на традиционные ценности (религия, нация, природа), но сразу же оказывается в опасности быть порабощенным фундаменталистскими движениями, раскалывающих общество по принципу «мы — они».

Якобы спасение в этой ситуации — в «позитивном проекте консолидации», когда исповедуемые ценности становятся не знаменем борьбы за собственное Я, а неким, в действительности, «настоящим мотивационным фактором» [Кулаков А. Дон Кіхот інформаційної доби // Телекритика. — 2009. — № 6. — С.81], однако, остающимся для нас малопонятным и абстрактным.

Не удивительно, что возникает такое явление как «дискордианство» — пародия на религию или религия, маскирующаяся под пародию. В отличие от традиционных религий, проповедующих гармонию, дискордианизм обожествляет хаос. Главным божеством дискордианизма является Эрис, древнегреческая богиня раздора, подбросившая яблоко раздора на свадебном пиру у Пелея. Основополагающая книга дискордиан — «Principia Discordia» (1958 или 1959), написана Омаром Хайямом Равенхурстом (Керри Торнли) и Малаклипсом Младшим (Грег Хилл). Одним из основных тезисов дискордианства является «строгое убеждение в том, что любое строгое убеждение ошибочно». Важным дискордианским мифом является «проклятие Груада Серолицего», которое объясняет, почему люди уходят от творческого хаоса и пытаются построить «порядок». «Серолицый» – это существо без чувства юмора, искушающее и склоняющее людей к мысли, что основанием бытия должен быть порядок и серьёзность. Этот миф объясняет возникновение деструктивного хаоса, который может возникнуть только там, где пытаются насаждать порядок.

Дискордианская онтология расширяет диалектическую тройку «тезис-антитезис-синтез» и провозглашает «принцип пятёрки» — все события в мире происходят в пять стадий (на примере эволюции общества): 1) Хаос (англ. Chaos) — первоначальное состояние, в котором происходит естественная самоорганизация; 2) Раздор (англ. Discord) — возникновение управления, правящих классов, расслоение общества вызывает напряжённость; 3) Замешательство (англ. Confusion) — попытка правящих классов восстановить первоначальное положение дел внешним вмешательством и даже если к власти приходят угнетённые, они используют те же авторитарные методы; 5) Бюрократия (англ. Bureaucracy) — общество постепенно успокаивается, идеи и ритуалы становятся важнее людей, к власти приходят идиоты; 5) Последствия (англ. Aftermath) — бюрократия разрушается под собственным весом и обращается в первоначальный хаос.

Также анархистское отрицание Системы социальной общности как таковой есть лишь размыванием Периферии индивидуальной свободы, ибо создание вместо «новой элиты» этакой «аристократии каждого» (An Aristocracy of Everyone; по М. Буберу) без сакральной легитимности  и инициации — это превращение мира и человека в констеляцию «Последнего героя» / «Новой земли» / «Вавилона нашей эры» / «Обитаемого острова», где отсутствует укоренившаяся «система моральных верований» [Bell D. The coming of PostIndustrial Society. — N.Y., 1976. — P.480]. Человек тут — «слабое звено», ослаб, поскользнулся, сделал оплошность —  его сжирают. А именно так живут крысы, которых не кормят — их сажают в банку, и там они выбирают самую слабую крысу, разрывают ее и съедают, нажрались на какое-то время, потом выбирают следующего слабого. К тому же, как общеизвестно, «… у лабораторных крыс есть один недостаток: они не обладают объектным видением. Иными словами, если крыса видит вашу руку, она никак не связывает ее с вашей же головой, которую она тоже видит. Все предметы, попадающие в ее поле зрения, существуют как бы сами по себе, не составляя ни единого образа, ни общего процесса» [Кагарлицкий Б. О крысах и чиновниках // http://www.rabkor.ru/?area=articleItem&id=1530]. В этом случае не произойдет Марксов «прижок из царства необходимости в царство свободы».

Добавить комментарий