Гуцулы — сарматского рода

Происхождение.
Название «гуцулы» происходит от осетинского (сарматского) «гыццыл» — «малый, младший», и зафиксировано письменными источниками как «гыццыл чизг/языг» — название части языгов — сарматского племени Прикарпатья и Галиции первых веков н. э., которые остались вместе с готами-грейтунгами («малыми готами», по Иордану) и гепидами в Галиции и не приняли участие в походе сармат-алан в Европу.

В VI—VIII вв. языго-готы вошли в раннеславянское государственное образование, известное как «белые хорваты», но после отхода большинства славян этого союза на юг, на Балканы, языго-готы вошли в симбиоз с соседними пастушескими валашскими племенами, противостоя аварской и венгерской экспансиям.

В Х—XI вв. гуцулы значительно ассимилировали кочевое племя печенегов, которые были изгнаны сюда со Степи половцами (куманами), и центром которых был ныне гуцульский город Печенижин.

В 1919 г. существовала независимая Гуцульская республика.

Территория.
Проживают на юге Ивано-Франковской, западеЧерновицкой, востоке Закарпатской области Украины, приграничных районах Румынии (марамарошские гуцулы). Наряду с бойками и лемками считаются автохтонным населением Украинских (Восточных) Карпат — Горган, Свидовец, Бескид, Гринявы и Черногоры.

Города.
Надворна, Печенежин, Яремче, Жабье (ныне — Верховина), Ворохта, Яблуница и др. Ранее гуцульским был и город Коломыя, но затем в нем и в окресностях большинство получили представители этнографической группы покутяне.

Экономика, хозяйство.
Гуцулы занимаются скотоводчеством (преимущественно — овцеводством), заготовкой древесины и сплавление её плотами («дарабами») по реках Тиса, Черный и Белый Черемош и Прут и ремеслами (лижникарство, резьба по дереву), в последние годы — строительные работы. Также гуцулы вывели особую породу красивой и выносливой горской лошади — «гуцулык» или «гуцуляк».

Демография.
Численность гуцулов: около 2 млн. Крайне сильны клановые взаимоотношения, принцип старшинства в роду, землячество.

Язык.
В настоящее время язык уже незначительно отличается от литературного украинского — характерны близкие к русинским и словацким падежные окончания (напр. жiнков = жiнкою), древнерусский вынос возвратной частицы «ся» вперед глагола (Я так ся вчора напив = Я так вчора напився), а также особенности произношения — вэно=вино, йек=як и др.

Религия, традиции.
Религия — католицизм восточного обряда со значительными языческими влияниями в обрядности.

У гуцулов (всегда осознававших и самоназывавших себя русинами на культурно-цивилизационном уровне, украинцами же именно на ментально-политическом), как, и впрочем, у других горцев — шотландцев или вайнахов — инициастическая составляющая доминирует в культуре. И не странно, что именно гуцулы и вайнахи приняли вызов и какое-то время успешно противостояли Империи.

Фактически до сих пор у гуцулов руководящим является инициастический «мужской союз», условно именуемый «Аркан» (возможно, в центральноукраинском субэтносе таким союзом и был «Гопак», а рядом с мужским существовали в разных регионах женские — «Поляница», «Босорканя», «Мава», «Нява», «Яга», «Додола-Дудулица» и т.д.). Сохранению его у гуцулов мы должны быть благодарны значительному развитию и усовершенствованию карпатских демонологических верований. Для непосвященных сами члены таинственных орденов есть духи («чугайстры»), враждебные, якобы, аналогичному «женскому союзу» («нявки» или «мавки»).

Сам танец «Аркан» (тождественный по музыке ирландскому «Ev Sistr» и бретонскому «Ev Chistr ‘Ta, Laou!»), которого горцев Карпат, по легенде, научили могущественные богатыри, спустившиеся с гор, есть обрядом посвящения гуцульского двенадцатилетнего парня в воины («легини», то есть легионеры). После участия в нем он получал право осуществлять танцы, носить бартку (маленький топорик на динной ручке, явно предназначенный для борьбы с хищными животными леса) и подпоясываться широким поясом «черес». То есть становился потенциальным «опрышком» («тем, кто оприч», член тайного союза), по легендам непременно осуществляющим рекет относительно сел с «русским правом» и ведущих земледелие (в то время как опрышки происходят исключительно из сел, живущих по «валашскому праву» и ведущих пастушеский способ жизни).

Именно название ордена и танца происходт из латыни (по утверждению самих римлян, кельтского слова): arcanus «тайный, спрятанный, молчаливый». Танец «Аркан» именно происходит в молчании (тексты, предложенные Степаном Пушиком и Русланой — новшество сегодняшнего дня), в то время, как кельто-бретонцы не знают танца, но музыку (правда, исполняется она ими чуть медленнее), идентичную «Аркану», сопровождают слова о священном напитке воинов-фенниев — сидре (кстати, название касты жрецов славян «волхвы» означает имено «валахи», первоначально «кельты», затем перенесено на название романизированного кельтского населения и затем на все романизированные этносы).

Потому не должно удивлять восторженное принятие (хотя и были такие, кто брюзжал) «якобы-гуцульских» «Диких танцев» Русланы Лыжичко, закрепленное её победой на Евровидении 2004 года, а также уверенное шествование мелодекламационных проектов Валерия Меладзе «ВИА Гра» и Марийки Бурмаки. Они выполняют не социальную функцию «попсы», а именно шаманства, явления духовного, хотя и еретического, являются откровением солнечной онтофанической сакральности в нашем профаническом, десакрализированном мире, в эпоху «розового голокоста» души и испарения тонкого опыта глубинного восприятия мира.

P.S. Кстати, по-басски «пещера» — haitzuloa. Т.е. гуцулы — «пещерные жители». Вероятно, это слово попало на Периннеи с сарматами-языгами.

Добавить комментарий