Христианская историософия Украины: наш ответ дяку Кураеву

Ментальность украинцев эпохи Руины (XVIII в.) и после провала собственной Реконкисты (Колиевщины), получившей нож в спину от запорожского казачества и российской армии, приняла на себя миссию Малороссии — «покорного умаления (кенозиса)» — судьбу Иоанна Предтечи. Смирением был героически преодолен «дух мщения».

«…принять несвободу, но, как и Господь, только ту несвободу – которая во имя Божие. Такой была несвобода Предтечи, такой была несвобода Иисуса. В темницу их отправило государство, но неволю Царства Кесаря они превратили в волю Царства Небесного»  (Кротов Я. Несвобода Христова // http://yakov-krotov.livejournal.com/1138402.html.

Но вместе с тем Украина осознала, что на это время ей следует веселиться и смеятся (отсюда вся её народно-спудейская культура XIX в., неистово проклятая чувствующим подспудную истину В. Белинским), ибо самый малый в Божьем царстве — тот больший за Крестителя, большего между рожденных от женщин (Лк. 7:28). Ведь, как писал и св. Иоанн Златоуст, этот менший унаследует престол Царя и Господа. Тем более, прецедент есть, когда Арсений Суханов в прениях с греками (1652 г.) заявляет: «Слышите, греки, и внимайте, и не гордитеся и не называйте себя источником, яко се ныне Господне слово збылося на вас: были вы первые, а ныне стали последнии; а мы были последнии, а ныне первые»

[Успенский Б.А. Этюды о русской истории. — СПб.: Азбука, 2002. — С. 145].

Иродиадой для Украины стала её собственная старшина, которая оставила своего «мужа» — украинский народ и «вышла замуж» за его «брата» — Московщину.

Россия же оценивалась совсем иначе: «… С божьего соизволения, мы с Гоголем очень хорошо столковались. Удивительно: он признал, что Россия — это розга, которою отец наказывает ребенка, чтоб потом ее сломать(выделено нами, – О.Г.). И много-много других очень утешительных речей. Благодарите и молитесь; и княгиня Волконская начинает видеть иначе» (Иероним Кайсевич и Петр Семененко — Богдану Яньскому, 12 мая 1838 г., из Рима. Smolikowski, II, 127 . — http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0220.shtml).

Закрывает эту историософскую страницу украинского бытия в качестве Малороссии манифест Кирило-Мефодиевского братства (1846-1847 гг.) — «… славянин, или простого, или панского рода, теперь должен не любить ни царя, ни пана, а должен любить и помнить единого Бога Иисуса Христа, царя и пана над небом и землей» [Костомаров М. “Закон Божий” (Книга буття українського народу). – К.: Либідь, 1991. – С.28], — осознав, что именно в керигме Иисуса — «Солнца Правды» находиться понимание как человеческого существования, так и существования украинской нации как «краеугольного камня (иврит. even pina), ранее отброшенного строителями».

После этого украинец может отбрасывать свою «малоросскую сущность» и обращается к апокалиптической миссии народа, Богом освященного (евр. «каддиш/киддуш» — «освящение, отрезание, украивание»): «Вы будете у Меня… народом святым» (Исх. 19:6); затем следуют многократные повторы: «Я — Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13; Лев. 20:8; 22:32) и «Народ святой ты у Господа» (Втор. 7:6; 14:2, 21; 26:19). Борьба с тиранией становится не только правом, но и обязаностью каждого украинца (ведь пережив опыт страдания от зла, получаешь духовное право на сопротивление), принявшие этот принцип образуют консорцию — «нацию», и далее она стала расцениваться как самопожертвование («народ») во имя своего национального достоинства и государства — места (lieu), памяти (memoire) и имени (honneur).

P.S. Удалит дяк Кураев или нет мой комментарий?
См. тут:
http://diak-kuraev.livejournal.com/163556.html

Don't be shellfish...Tweet about this on TwitterShare on Google+Share on TumblrPin on PinterestShare on LinkedInShare on FacebookEmail this to someonePrint this page

Христианская историософия Украины: наш ответ дяку Кураеву: 1 комментарий

Добавить комментарий