Манвантара и Пралайя

Представители примордиального традиционализма в противоположное «прогрессистскому», «однолинейному» ходу истории придерживаются циклической теории развития мира и человечества. Генон считал, что цикл в самом общем значении этого термина представляет процесс развития какого-либо состояния проявленного мира или, если речь идет о меньших циклах, процесс развития какого-либо из более или менее специализированных свойств этого состояния. Все бытие, т. е. «вселенская возможность”, в потенциальном виде содержится в небытие (санскр. abhuti) и проявляется в двух модусах как чередование дня и ночи, или как вдох и выдох Брамы и так ad infinitum. Выдох последовательно реализует потенциальность вселенной, которая с течением времени все более и более материализуясь, окончательно «низвергается в материю», затем наступает вдох, который мгновенно возвращает бытие в первоначальное состояние небытия.

В соответствии с индуистской доктриной, всеобщий цикл, воплощающий процесс тотального развития какого-либо реализованного мира, Генон называл Кальпой. Циклы, которые разворачиваются внутри Кальпы, нашего времени называются Манвантарами. На этом уровне циклы имеют одновременно космический и исторический характер,
так как они уже более конкретно относятся к земному человечеству, будучи в то же время связаны с событиями, происходящими за пределами нашего мира.

Манвантара делится также на четыре периода – Юги (Yuga; «Крита(Сатья)-Юга»; «Трета-Юга»; «Двапара-Юга»; «Кали-Юга»), в течение которых Примордиальная Традиция все более и более затемняется. Эти периоды на Западе называли «золотым», «серебряным», «бронзовым» и «железным» веками (родами). Последняя, Кали-Юга, началась 20 февраля 3102 года до н.э. в 2:27 в Индии. В Кали-Югу люди живут по 100 лет. В «Шримад-Бхагаватам» предсказан приход воплощения Господа по имени Калка через 427,000 лет, который уничтожит деградировавшую бездуховную цивилизацию и начнет новую Сатйа-Югу.

Манвантара – проявленное состояние Единого («день Брахмы»), в то время как Пралайя (пра – «перед», «лайя» – угасание»), периодическое состояние «сна» Вселенной («ночь Брахмы»), когда в состоянии покоя пребывают все «разумы», кроме «пробужденных / освобожденных», – его непроявленное состояние, соответственно. Во время «малой пралайи» разрушаются Вселенные, миры сансары, богов и людей вплоть до 4 дхьяны, святые, боги и сиддхи, обладающие высокой реализацией, подымаются в более высокие измерения. Во время маха-пралайи разрушаются все миры. Святые, боги, сиддхи входят в непроявленное, обьединяясь с Ниргуна-Брахманом, не теряя осознавание, а все остальные души теряют разум, но тонкие семена («биджи») их индивидуальностей остаются. Поэтому во время следующего разворачивания творения они выпадают из трансцендентного непроявленного состояния и перерождаются в  момент нового разворачивания мира, если только их хорошо не «прожарить» огнем тапаса и светом осознавания. Но если они «прокалены», то больше никаких ростков из них не появится.

Таким образом, циклическое развитие происходит в нисходящем направлении от высшего к низшему. По мысли Генона, причина этого заключается в том, что развитие проявленного мира с необходимостью предполагает ускоряющееся движение от порождающего принципа. Начиная с высшей точки, проявленность стремится вниз, причем, как это происходит в случае физических тел, скорость такого движения постоянно возрастает до тех пор, пока не достигнет предела. В то время как на самом деле все стремится к упадку, люди в безумии своем полагают, что наблюдают прогресс. Поэтому “инверсия” рассматривается как всепроникающая черта современности.

По мере прохождения исторического цикла Манвантары вследствие того, что его развитие идет по нисходящей линии, происходит затемнение духовного центра, и Традиция утрачивается. Дробление Изначальной Истины доходит до такой степени, что постепенно превращается в свою противоположность (в ее проявлениях, а не в сущности). Мир, в котором осуществляется переход к антитрадиционализму, где исчезают даже вторичные (религиозные и традиционные) истины, являетсямиром Лжи (Царством Количества) – чем и является современный мир.

Кризис современного мира – явление сугубо эсхатологическое и только в эсхатологической перспективе можно понять адекватно его истинное символическое значение и его функцию в контексте универсальной гармонии реальности. Если пользоваться формулой индуистской традиции (которую использует и сам Рене Генон в своих философских построениях), то наша циклическая ситуация, как понимает ее мыслитель, непосредственно близка к точке конца цикла, седьмой Манвантаре; за окончанием которой последует Манвантара восьмая, она же и первая, – «Крита-юга» – грядущий золотой век, который наступит после заключительной катастрофы и преобразования мира настоящего. “Восстановление” в конце цикла может осуществиться лишь вмешательством последнего “Аватары” (воплощение Бога), который представлен как “второе пришествие Христа” в христианской традиции или пришествие Будды Майтрейяв буддизме.

Добавить комментарий