Рав Меир Брук: Прозрачность

Сегодня мы поговорим на лирическую тему: о природе и о ее художественно-духовном восприятии.
 
Недавно меня пригласили друзья на прогулку по зимнему бесснежному лесу. Мне подумалось, что лес без листьев и без снега – это сравнительно скучное зрелище. Но, попав в лес, я увидел очень интересный и даже увлекательный пейзаж. Дело в том, что когда мы находимся в незимнем лесу, сплошная стена листьев отгораживает от нас большой мир, и глаз видит только ближайшие окрестности. Особенно обидно быть в горах, когда вокруг много простора, но весь он сокрыт ковром из листьев. Когда же мы попадаем в зимний лес, то возникает интересная композиция. С одной стороны, листья отсутствуют, и может раскрыться дальний горизонт. Но с другой стороны, становятся видны хитросплетения «безлистных» ветвей, которые «набрасывают сеть» на наш пейзаж. При этом в зимнем лесу мы можем одновременно увидеть сразу много слоев сплетений ветвей. То есть мы видим уникальную многослойную композицию.

Если же мы находимся на склоне холма, то из-за нескольких слоев ветвей мы можем увидеть дальние пейзажи. И зрелище это весьма живописное. А если нет облачности, и солнце «вплетает» свои лучи в эту картину, то возникает еще и «волшебный» эффект светотеней от ветвей. Поэтому бесснежно-зимний лес – это очень красивое и радующее глаз зрелище. Кроме оптического, у этого сюжета есть духовный и художественный эффекты. Мистики говорят о том, что наш мир состоит из уровней или слоев.
Четырехбуквенное имя Б-га у евреев (в том числе) означает четыре «слоя», в которые погружен человек: духовный, интеллектуальный, эмоционально-психологический и материальный.
Обыденному сознанию трудно представить многослойный мир. Нужно быть или математиком, или художником… Или гостем зимнего леса.
Прозрачность в живописи
Это качество природы можно условно назвать прозрачностью.
Много лет назад наша семья дружила с интересным художником из Москвы Смирновым-Русецким. Часть его картин имела духовный подтекст. Он создал серию работ, которая называлась «Прозрачность» и которая обыгрывала это свойство зимней природы.
Я нашел фрагмент буклета к его выставке, в котором замечательно описывается эта серия картин.
Автор буклета пишет: «Луч интуиции высвечивает небывалые дали! И нигде не встречает преград на своем пути: он беспрепятственно проходит сквозь кроны деревьев… Перспектива наслаивается на перспективу; пространство просвечивает сквозь пространство; за нашей вселенной брезжат иные вселенные.
Художник мастерски передает это чередование планов, сквозящих друг в друге, перед нами прозрачный образ прозрачной бесконечности. В нее хочется глядеть долго-долго, она зовет, притягивает: вон еще один план открылся в глубине бездонной картины, а за ним — следующий. Мы уже предчувствуем: это не последняя грань бытия, в прозрачный миг открывается нам неисчерпаемость мира».
Также интересно заметить, что подобное свойство природы образно выражено в концепции еврейского шалаша – сукки. Крыша сукки должна как бы просвечивать, чтобы было видно небо. Это свойство духовной прозрачности выражает желаемое свойство нашей души – не отгораживаться от духовного мира, а быть как бы «прозрачным» и проницаемым, чтобы Всевышний смог проникнуть через наши «баррикады». Это перекликается с праздником Ту би-Шват, когда наша земная природа должна стать прозрачной, чтобы впустить духовное измерение.
Don't be shellfish...Tweet about this on TwitterShare on Google+Share on TumblrPin on PinterestShare on LinkedInShare on FacebookEmail this to someonePrint this page

Детали Володимир Тимофіїв

Люблю жизнь во всех ее проявлениях. Стараюсь не упустить ни малейшего атома удовольствия.

Добавить комментарий