Рав Меир Брук: Масло, вино и мед для души

Автор: M. Bruk
27.12.2016 12:29

Мы вступили в праздник Хануку, который длится 8 дней. Еврейская глубинная система знаний может раскрыть множество интересных тем. Наши мудрецы объединяют в одну группу Хануку и Пурим. Это два главных праздника, которые произошли после событий Торы и связаны с нашим отношением с другими народами.

Но есть еще одна связь. Сакральной жидкостью Хануки является оливковое масло, которое использовали в храмовой меноре и которое зажигают евреи в ханукии, если хотят выполнить заповедь наилучшим образом. Также в Хануку мы едим блюда с маслом или жаренные в масле, например пончики (суфганиот) или латкес (деруны, или драники).

В Пурим сакральной жидкостью является вино, которое мы пьем. Говорят мистики: «Заходит вино, выходит тайна». Это напоминает выражение: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Но на серьезном уровне это означает наш выход к секретному миру глубинных знаний.

Недавно я размышлял о календаре. У нас есть триада праздников — Песах, Шавуот и Суккот, которые объединены в Шалош Регалим (три праздника паломничества). В древности в эти праздники посещали Иерусалимский Храм. И я стал размышлять, нет ли у нас третьего праздника, связанного с сакральной жидкостью, чтобы дополнить до треугольника Пурим и Хануку.

И такой праздник нашелся. Это Рош Хашана, и сакральная жидкость этого праздника — мед.
Любопытна коннотация меда. С одной стороны, вкушая сладкий мед, мы желаем себе сладкого (то есть доброго) наступающего года. С другой стороны, мед связан с понятием Суда, поэтому мы едим его в Рош Хашана, который также называется Судным днем. Такая вот парадоксальная пара свойств меда.

Итак, у нас получился треугольник праздников: Ханука, Пурим, Рош Хашана — и сопутствующая ему триада: масло, вино, мед. При желании мы можем из треугольника праздников паломничества также извлечь еще три сакральные жидкости. Песах — это кровь, Шавуот — это молоко, Суккот — это вода.
Но остановимся на первой триаде — масло, вино и мед. Эти жидкости символизируют наше глубинное восприятие высшей духовной мудрости и ее влияние на нашу душу.

Масло символизирует свет, который освещает тьму (в том числе тьму незнания), а также символизирует температуру огня, что нагревает холод «бездушного» мира, и сытость (масло к хлебу): мистическая мудрость насыщает изголодавшуюся душу. И эти идеи будут греть нас в наступившую Хануку.

Вино ассоциируется с механизмом извлечения тайны, возвышением в духовный мир (спиртное, спирит, спиритуальный), а также означает установление дружбы (на это намекает фраза «Ты меня уважаешь?» в кругу выпивох).

Мед символизирует сладость высшей мудрости. Но мед притягивает ос и мух, то есть его (как и наши духовно-интимные деяния) нужно оберегать от непрошеных вредителей.
Через эти три метафорические сакральные жидкости мы получили многомерную картину понимания наших отношений с высшей мудростью. Мы прикоснулись к языку души.

Душа не может напрямую выразить себя в нашей жизни. Но через наше описание мы можем пролить свет на душу и на важность заботы о ней. Когда мы говорим, что душа радуется, это означает, что мы радуемся, но не примитивным и быстро проходящим радостям, а глубинным. Кстати, радости души не подвержены пресыщению и не притупляются.
Мы желаем нашим дорогим читателям удостоиться как можно большей радости для души, чтобы делиться этими радостями с ближними и приносить радость в наш мир.

Don't be shellfish...Tweet about this on TwitterShare on Google+Share on TumblrPin on PinterestShare on LinkedInShare on FacebookEmail this to someonePrint this page

Детали Володимир Тимофіїв

Люблю жизнь во всех ее проявлениях. Стараюсь не упустить ни малейшего атома удовольствия.

Добавить комментарий