Рав Меир Брук: Масло, вино и мед для души

Автор: M. Bruk
27.12.2016 12:29

Мы вступили в праздник Хануку, который длится 8 дней. Еврейская глубинная система знаний может раскрыть множество интересных тем. Наши мудрецы объединяют в одну группу Хануку и Пурим. Это два главных праздника, которые произошли после событий Торы и связаны с нашим отношением с другими народами.

Но есть еще одна связь. Сакральной жидкостью Хануки является оливковое масло, которое использовали в храмовой меноре и которое зажигают евреи в ханукии, если хотят выполнить заповедь наилучшим образом. Также в Хануку мы едим блюда с маслом или жаренные в масле, например пончики (суфганиот) или латкес (деруны, или драники).

В Пурим сакральной жидкостью является вино, которое мы пьем. Говорят мистики: «Заходит вино, выходит тайна». Это напоминает выражение: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Но на серьезном уровне это означает наш выход к секретному миру глубинных знаний.

Недавно я размышлял о календаре. У нас есть триада праздников — Песах, Шавуот и Суккот, которые объединены в Шалош Регалим (три праздника паломничества). В древности в эти праздники посещали Иерусалимский Храм. И я стал размышлять, нет ли у нас третьего праздника, связанного с сакральной жидкостью, чтобы дополнить до треугольника Пурим и Хануку.

И такой праздник нашелся. Это Рош Хашана, и сакральная жидкость этого праздника — мед.
Любопытна коннотация меда. С одной стороны, вкушая сладкий мед, мы желаем себе сладкого (то есть доброго) наступающего года. С другой стороны, мед связан с понятием Суда, поэтому мы едим его в Рош Хашана, который также называется Судным днем. Такая вот парадоксальная пара свойств меда.

Итак, у нас получился треугольник праздников: Ханука, Пурим, Рош Хашана — и сопутствующая ему триада: масло, вино, мед. При желании мы можем из треугольника праздников паломничества также извлечь еще три сакральные жидкости. Песах — это кровь, Шавуот — это молоко, Суккот — это вода.
Но остановимся на первой триаде — масло, вино и мед. Эти жидкости символизируют наше глубинное восприятие высшей духовной мудрости и ее влияние на нашу душу.

Масло символизирует свет, который освещает тьму (в том числе тьму незнания), а также символизирует температуру огня, что нагревает холод «бездушного» мира, и сытость (масло к хлебу): мистическая мудрость насыщает изголодавшуюся душу. И эти идеи будут греть нас в наступившую Хануку.

Вино ассоциируется с механизмом извлечения тайны, возвышением в духовный мир (спиртное, спирит, спиритуальный), а также означает установление дружбы (на это намекает фраза «Ты меня уважаешь?» в кругу выпивох).

Мед символизирует сладость высшей мудрости. Но мед притягивает ос и мух, то есть его (как и наши духовно-интимные деяния) нужно оберегать от непрошеных вредителей.
Через эти три метафорические сакральные жидкости мы получили многомерную картину понимания наших отношений с высшей мудростью. Мы прикоснулись к языку души.

Душа не может напрямую выразить себя в нашей жизни. Но через наше описание мы можем пролить свет на душу и на важность заботы о ней. Когда мы говорим, что душа радуется, это означает, что мы радуемся, но не примитивным и быстро проходящим радостям, а глубинным. Кстати, радости души не подвержены пресыщению и не притупляются.
Мы желаем нашим дорогим читателям удостоиться как можно большей радости для души, чтобы делиться этими радостями с ближними и приносить радость в наш мир.

Детали Володимир Тимофіїв

Люблю жизнь во всех ее проявлениях. Стараюсь не упустить ни малейшего атома удовольствия.

Добавить комментарий