Рав Меир Брук. Послесловие к празднику Суккот

Автор: M. Bruk
01.11.2016 06:25

Мы строим сукку (ритуальный еврейский шалаш) и проводим в нем неделю праздника Суккот. После этого разбираем ее, и если она многоразовая, то прячем до следующего года.
11111111_702x336
В этом году, сидя в сукке в последний день праздника, я понял и прочувствовал важную вещь: на время праздника в сукке образуется особая атмосфера некоего присутствия. На высшем духовном языке можно сказать, что в сукке формируется Б-жественное присутствие (на иврите — Шхина). Это сложный концепт, но пока мы его примем в «первом чтении».
После праздника Шхина как бы уходит из сукки, которая превращается просто во временное помещение, которое мы разбираем. Эта ситуация вызвала во мне несколько важных аналогий и идей.

Прежде всего, это напомнило мне ситуацию с разрушением Иерусалимского Храма. Сказано, что, когда враги разрушали Храм, в нем уже не было Б-жественного присутствия. Оно как бы ушло, и остались только пустые стены, которые разрушили враги. У меня возникло следующее размышление.
Можно просто сказать, что Шхина ушла из стен сукки, но можно представить, что Шхина перешла из сукки в какое-то другое важное для нас место. Иными словами — на время Суккота происходит как бы выращивание Шхины внутри сукки, а потом мы Шхину как бы можем пересадить из сукки в другое место.
Есть полезная аналогия — высаживание маленьких ростков в теплице. Эти ростки в тепличных условиях вырастают и крепнут, а потом их пересаживают из теплицы в большой мир, где они продолжают расти и радовать нас.
Можно перенести эту аналогию в нашу сукку. Особая атмосфера отношений между нами и Б-гом была в сукке, а теперь она переходит в другие места. Это также напоминает описание разрушения Храма и уход евреев в диаспору. Сказано, что Шхина покинула Храм (еще перед его разрушением), а также что Шхина перешла в диаспору вместе с евреями.

Вернемся к нашей жизни.
Шхина из сукки может быть как бы переселена в важные места, в которых мы проводим «качественное время» (quality time). Такое место — это наш дом. В Суккот мы выходим из дома в сукку, чтобы в ней, как в теплице, вырастить особое состояние отношений с Б-гом. И после Суккота это состояние, подобно подросшему в теплице ростку, мы пересаживаем в свой дом, в который возвращаемся с новым «достоянием» в виде аналога Шхины.
Как это понять? Мы должны осознать, что после Суккота мы не просто возвратились в наш дом, а наш дом приобрел новый, более высокий статус, в нашем доме появился новый уровень Б-жественного присутствия.
Если мы будем так рассматривать наш дом после Суккота, то по-настоящему ощутим эту трансформацию и приобретем новый уровень бытия в своем доме. Также мы можем рассмотреть эту аналогию по отношению к синагоге, в которую приходим, как в свой духовный дом. Синагога тоже приобретает для нас этот новый уровень Шхины.

А что делать тем, у кого не было в праздник своей сукки? Многие в этом случае ходили в гости к другим. В этом случае хозяева сукки не против поделиться Шхиной, и мы будем очень рады, если все, кто приходили в нашу сукку, тоже принесли как бы кусочек Шхины из нашей сукки к себе домой.
Духовная Шхина может «отпочковываться» от главного места и быть «пересажена» к тем, кто заходил в сукку. Шхина от этого увеличивается: чем больше гостей побывало в нашей сукке, тем сильнее Шхина.

Итак, добро пожаловать в наш дом, в который из сукки перешло Б-жественное присутствие и благословение.

Детали Володимир Тимофіїв

Люблю жизнь во всех ее проявлениях. Стараюсь не упустить ни малейшего атома удовольствия.

Добавить комментарий