Рав Меир Брук: Праздники идентичности

l2hvbwuvdwtynda4ndq3l2rvbwfpbnmvbwvpcmjydwsubmv0l3b1ymxpy19odg1sl2ltywdlcy9zdg9yawvzl3n1a2tvdc1icy5qcgcВ эти дни мы окружены еврейскими праздниками — от Рош Хашана до Симхат Тора.

Многие из нас относятся к праздникам или как к выходным дням, или как к поводу сесть за стол и порадовать себя вкусностями. Частично этот усеченный взгляд на праздники достался нам из «совкового» прошлого. Весь этот идеологический антураж большинства
«совковых» праздников был, как говорится, ни уму ни сердцу. И поэтому евреи просто радовались возможности отдохнуть и поесть, не заморачиваясь, что же мы празднуем. Но пора нам повзрослеть и понять, что праздники — это основа культуры.
Есть такое важное понятие — идентичность. На самом деле разные культуры в мире порождают разные типы людей, отличающихся разными приоритетами ценностей.
К сожалению, превратно понятая идея толерантности и либерализма, чтобы избежать сравнения людей, навязывает идею, что все люди одинаковые. Очень хочется верить, что человечество перерастет и этот «детский лепет», как оно переросло иллюзий «совкового» строя.
На самом деле красота человечества в его многообразии. Каждая культура не лучше и не хуже, но в каждой культуре выделяются и подчеркиваются свои ценности.
Древние люди радовались забитому мамонту, и их скудная жизнь выделяла в качестве праздника удачную охоту. Современные люди более или менее решили продовольственную проблему. Но на повестке дня всегда остается вопрос смысла жизни.
Мы не живем, чтобы есть, но едим, чтобы жить. А для чего мы живем… если не для того, чтобы есть?
Есть цели личные, и есть цели общественные. И здесь нам на помощь может прийти система праздников.
В зрелом обществе люди празднуют, для того чтобы осознать свою систему ценностей. И благодаря этому формируют свою идентичность. Перефразируя известную поговорку, мы можем сказать: «Скажи мне, что ты празднуешь, и я скажу, что ты ценишь».
Праздники Песах, Шавуот и Суккот можно назвать праздниками свободы, мудрости и радости. Заметьте: не свободы, равенства и братства. Хотя в этих триадах первый пункт общий — это свобода, но далее идут различия.
В идеале свобода — это свободная возможность получить то, что идет в списке далее. Равенство и братство — это красивые лозунги, но они легко подменяются демагогией и вырождаются в химеры, скрывающие диктаторские замашки. Так что будьте бдительны: под лозунгами французской революции было совершено множество преступлений.
Вернемся к еврейскому списку.
Свобода (Песах) — это свобода быть мудрыми.
Мудрость (Шавуот) — это в том числе мудрость не быть одураченными общественными манипуляторами, которые обслуживают нечистоплотную власть. Как мы писали в прошлом выпуске, или «бес нас попутал», или «мы запутали Сатана». Но сама по себе возможность не быть одураченными — это необходимое, но недостаточное условие.
Далее в списке идет радость (Суккот) — и здесь нужна мудрость, чтобы иметь в жизни подлинную радость от жизни. Чтобы, как говорил классик, «не было мучительно больно за бесцельно прожитую жизнь». И тут нам в помощь — Рош Хашана (День Суда) и Йом Кипур (День Искупления). Первый — помогает нам рассудить, что такое хорошо и что такое плохо. Второй — помогает очиститься от всего того плохого, что мы все же успели натворить за «отчетный период».
Очистившись в Йом Кипур, мы вздыхаем полной грудью, двигаясь к празднику радости — Суккоту, который заканчивается праздником Симхат Тора, символизирующим радость окончания очередного годичного цикла изучения Торы. Торы — которая помогает нам совершить все вышеупомянутые шаги. И тогда наше еврейство — это ключ к нашей полноценной счастливой жизни.

Художник Юрий ТАБАЧНИК

Детали Володимир Тимофіїв

Люблю жизнь во всех ее проявлениях. Стараюсь не упустить ни малейшего атома удовольствия.

Добавить комментарий