Рав Меир Брук: Праздники идентичности

l2hvbwuvdwtynda4ndq3l2rvbwfpbnmvbwvpcmjydwsubmv0l3b1ymxpy19odg1sl2ltywdlcy9zdg9yawvzl3n1a2tvdc1icy5qcgcВ эти дни мы окружены еврейскими праздниками — от Рош Хашана до Симхат Тора.

Многие из нас относятся к праздникам или как к выходным дням, или как к поводу сесть за стол и порадовать себя вкусностями. Частично этот усеченный взгляд на праздники достался нам из «совкового» прошлого. Весь этот идеологический антураж большинства
«совковых» праздников был, как говорится, ни уму ни сердцу. И поэтому евреи просто радовались возможности отдохнуть и поесть, не заморачиваясь, что же мы празднуем. Но пора нам повзрослеть и понять, что праздники — это основа культуры.
Есть такое важное понятие — идентичность. На самом деле разные культуры в мире порождают разные типы людей, отличающихся разными приоритетами ценностей.
К сожалению, превратно понятая идея толерантности и либерализма, чтобы избежать сравнения людей, навязывает идею, что все люди одинаковые. Очень хочется верить, что человечество перерастет и этот «детский лепет», как оно переросло иллюзий «совкового» строя.
На самом деле красота человечества в его многообразии. Каждая культура не лучше и не хуже, но в каждой культуре выделяются и подчеркиваются свои ценности.
Древние люди радовались забитому мамонту, и их скудная жизнь выделяла в качестве праздника удачную охоту. Современные люди более или менее решили продовольственную проблему. Но на повестке дня всегда остается вопрос смысла жизни.
Мы не живем, чтобы есть, но едим, чтобы жить. А для чего мы живем… если не для того, чтобы есть?
Есть цели личные, и есть цели общественные. И здесь нам на помощь может прийти система праздников.
В зрелом обществе люди празднуют, для того чтобы осознать свою систему ценностей. И благодаря этому формируют свою идентичность. Перефразируя известную поговорку, мы можем сказать: «Скажи мне, что ты празднуешь, и я скажу, что ты ценишь».
Праздники Песах, Шавуот и Суккот можно назвать праздниками свободы, мудрости и радости. Заметьте: не свободы, равенства и братства. Хотя в этих триадах первый пункт общий — это свобода, но далее идут различия.
В идеале свобода — это свободная возможность получить то, что идет в списке далее. Равенство и братство — это красивые лозунги, но они легко подменяются демагогией и вырождаются в химеры, скрывающие диктаторские замашки. Так что будьте бдительны: под лозунгами французской революции было совершено множество преступлений.
Вернемся к еврейскому списку.
Свобода (Песах) — это свобода быть мудрыми.
Мудрость (Шавуот) — это в том числе мудрость не быть одураченными общественными манипуляторами, которые обслуживают нечистоплотную власть. Как мы писали в прошлом выпуске, или «бес нас попутал», или «мы запутали Сатана». Но сама по себе возможность не быть одураченными — это необходимое, но недостаточное условие.
Далее в списке идет радость (Суккот) — и здесь нужна мудрость, чтобы иметь в жизни подлинную радость от жизни. Чтобы, как говорил классик, «не было мучительно больно за бесцельно прожитую жизнь». И тут нам в помощь — Рош Хашана (День Суда) и Йом Кипур (День Искупления). Первый — помогает нам рассудить, что такое хорошо и что такое плохо. Второй — помогает очиститься от всего того плохого, что мы все же успели натворить за «отчетный период».
Очистившись в Йом Кипур, мы вздыхаем полной грудью, двигаясь к празднику радости — Суккоту, который заканчивается праздником Симхат Тора, символизирующим радость окончания очередного годичного цикла изучения Торы. Торы — которая помогает нам совершить все вышеупомянутые шаги. И тогда наше еврейство — это ключ к нашей полноценной счастливой жизни.

Художник Юрий ТАБАЧНИК

Don't be shellfish...Tweet about this on TwitterShare on Google+Share on TumblrPin on PinterestShare on LinkedInShare on FacebookEmail this to someonePrint this page

Детали Володимир Тимофіїв

Люблю жизнь во всех ее проявлениях. Стараюсь не упустить ни малейшего атома удовольствия.

Добавить комментарий