Рав Меир Брук: Три ветви Торы

Три ветви Торы
После Симхат Тора все евреи начинают новый круг изучения Торы. Наступает время, когда приобщиться к этому процессу могут не только евреи. Но нужно разделять аспекты Торы, имеющие интерес во внутриеврейском мире и важные для народов мира.

Известный современный исследователь Торы Пинхас Полонский недавно выпустил две новые книги. Одна из них — третий том серии «Израиль и человечество: новый этап развития» — включает главу о мистическом понимании Торы.
Расскажем несколько идей, связанных с таким понятием, как Скрытая Тора.
Классический еврейский анализ делит Тору на две ветви — письменную и устную. Под Устной Торой иудаизм понимает весь свод комментариев и интерпретаций текста Письменной Торы. Устная Тора называется так потому, что в течение длительного времени был запрет записывать эти комментарии и они передавались из уст в уста. Примерно во II–III веке н. э. была начата запись этих текстов, но название «Устная Тора» за ними закрепилось.
Однако подобное разделение на (всего) два уровня лишает систему понимания многих важных идей. Иногда слишком простая классификация скрывает многие аспекты. Более содержательным является разделение текста Торы на три ветви: Письменная Тора, Устная Тора, Скрытая Тора.
Выделим часть важнейших тезисов из книги.
Скрытая Тора «скрыта» не только потому, что ее специально скрывают от непосвященных, но и потому, что она не раскрывается человеку без нужного опыта. То есть простой человек может взять в руки книгу, прочесть ее и даже понять все слова, но не понять суть написанного. Изучение Скрытой Торы требует подготовки.
Подготовка может быть двух видов — предварительная учеба или разъяснения внутри самой книги.
Письменная Тора дана и для евреев, и для всего человечества (в частности, она включена христианами в Библию). Устная Тора дана для евреев, так как она объясняет, как соблюдать законы (заповеди), которые не обязательны к исполнению для неевреев.
Скрытая Тора объясняет, как устроен мир и человек, и это важно не только для евреев, но и для всего человечества.
Данная Пинхасом Полонским классификация тоже упрощенная и теряет часть аспектов. Так, в Устную Тору официально входят два подраздела: алаха — свод законов и агада — сборник рассказов.
В первом чтении агада не является Скрытой Торой, она выглядит достаточно понятной, и ее преподают даже маленьким детям. Но агада не является также и алахой, так как напрямую не связана с законами. Однако во втором чтении большинство агадот имеют скрытые мистические смыслы.
Разница между каббалой и агадой в том, что агада имеет простой смысл, доступный детям, но также часто и скрытый мистический, а каббала сразу «ныряет» в глубины и не имеет поверхностного смысла.
Письменная Тора жестко и стабильно зафиксирована. В то время как Устная Тора и Скрытая Тора очень динамичны и развиваются вместе с развитием человечества. Поэтому в каждом поколении выходят новые книги по Скрытой Торе.
Согласно мнению многих современных авторитетов еврейского мира, знания Скрытой Торы ценно и его важно преподавать не только евреям, но и наиболее ответственным и развитым представителям народов мира. И процесс изучения Торы народами мира должен постепенно стать задачей общемирового приоритета.
Но к столь революционному подходу мир пока еще не готов. Да и предрассудков в мире по отношению к евреям еще много. Поэтому нужно постепенно, малыми порциями вносить идеи Торы в большой мир, чтобы человечество просветилось, приобщилось к знанию и сделало Тору книгой общемировой ценности и значимости.

Don't be shellfish...Tweet about this on TwitterShare on Google+Share on TumblrPin on PinterestShare on LinkedInShare on FacebookEmail this to someonePrint this page

Детали Володимир Тимофіїв

Люблю жизнь во всех ее проявлениях. Стараюсь не упустить ни малейшего атома удовольствия.

Добавить комментарий