р. Меир Брук: Учимся и развиваемся

Автор: M. Bruk
27.05.2015 03:36

Недавно несколько моих коллег из Израиля пригласили меня присоединиться к проекту изучения индуизма, чтобы найти интересные пути обогатить еврейскую мудрость. Другие мои коллеги по этому поводу попытались возмутиться, что негоже правоверному еврею интересоваться чуждыми системами — лучше глубже изучать свою.

Подход Рава Кука

Стоит рассказать о подходе к таким ситуациям великого еврейского религиозного мудреца — рава Кука. Он говорил, что в классическом варианте евреи раскалываются на два лагеря. Одни замыкаются в своей системе (ортодоксальные евреи) и не хотят интересоваться ничем, что находится вне их системы. Другие «убегают» к чужой системе и при этом теряют интерес к

своей, то есть оказываются «номинальными» светскими евреями, ничего не знающими о сути своего еврейства.
Рав Кук предложил динамический подход. Он сказал, что все евреи неравнодушны к своему, но все выражают это по-разному и что те, кто «убегают» в чужие системы, чувствуют, что в своей системе не хватает каких-то аспектов, которые они находят в других системах. Мы не должны осуждать «убегантов» (перебежчиков), а должны начать изучать ту систему, в которую они убежали, чтобы извлечь из нее ценные и интересные подходы и идеи, которые можно использовать для кошерного (что очень важно) развития и обогащения своей системы.
То есть в каждой системе есть свои ценные особенности, которые при правильном описании могут не просто не противоречить своему родному иудаизму, но и раскрыть в нем новые и интересные грани, которые будут при этом важными и эффективными.

От множества к сложному единству

Раньше я считал, что наши авраамические религии выражают суть Единого Б-га, буддизм вообще обходится без Б-га, а индуизм — это пример многобожия. Но мои коллеги показали мне статью «Монотеизм в индуизме», и я увидел интересную ситуацию.
Сами индусские мудрецы, понимая ценность идеи Единства Б-га, постепенно развивали понимание индуизма так, что приходили к тому, как разнообразных мелких и крупных богов преобразовать в проявления Единого Б-га.
И сейчас существует интересная литература о таком понимании. Для тех, кто читает по-английски, — недавно вышла книга Dr. Devdutt Pattanaik «Myth = Mithya: Decoding Hindu Mythology» (есть и другие книги этого автора). Эту книгу можно найти в Интернете в русском переводе по адресу: www.ashram.ru/myth. Автор очень продуктивно демонстрирует, как весь сонм божеств может выражать идею Единого Б-га.

От каббалы и далее

Интересно, что каббала развила идею десяти сфирот как десяти проявлений Б-га. Этот подход позволил разделить (или объединить) идею Единства Сути Б-га и разнообразия Его проявлений, которых в каббале десять (десять сфирот).
Но система сфирот не единственный способ презентовать разнообразие проявлений Б-га. Индусский пантеон при правильной интерпретации может дать нам еще множество вариантов Б-жественных проявлений.
Процесс может стать чрезвычайно интересным.
Дело в том, что каждый индусский миф при правильной интерпретации может пролить свежий свет на эти разные проявления Б-га. И мы получаем не только десятеричную каббалистическую схему, но и другие схемы. Благодаря этому мы лучше начинаем понимать природу Б-га.
Но здесь нужно избегать опасности думать о Б-ге как о множестве богов, против чего выступают иудаизм и другие монотеистические религии. Б-г один, но он может иметь разные проявления.

От Б-га к человеку

Одно из полезных следствий такого подхода — это аккуратно спроецировать Б-га на человека, который создан по Его образу и подобию. Находя разные проявления Б-га, мы можем аккуратно начать выращивать подобные проявления в себе.
Кстати, в индуизме есть полезное понятие «аватар», обозначающее в том числе идею воплощения Б-жественного в человеческом (или, другими словами, Высшего в низшем). И мы можем (также чрезвычайно аккуратно) культивировать эту идею, выращивая внутри себя подобный процесс, то есть как бы становясь аватаром Б-га, делая это кошерно и не злоупотребляя этим.
Сказано, что Высшая душа человека — это (образно говоря) кусочек Б-га в человеке. И проявляя в себе аспекты своей Высшей души, мы можем развиваться, становиться лучше, мудрее и, главное, помогать не только себе, но и другим, делая мир лучше, добрее, светлее и гармоничнее.

Don't be shellfish...Tweet about this on TwitterShare on Google+Share on TumblrPin on PinterestShare on LinkedInShare on FacebookEmail this to someonePrint this page

Детали Володимир Тимофіїв

Люблю жизнь во всех ее проявлениях. Стараюсь не упустить ни малейшего атома удовольствия.

Добавить комментарий